Контакты. Связь.
Только здесь гарантированная связь онлайн с Подхватилиным Николаем Васильевичем.

Уведомить о времени и форме контакта (телефон, skype, личная встреча) по почте: infocep@infocep.ru; Nikolay.Vasilevich.p@gmail.com ,                  

тел: +7 (499) 343-20-31;

+7 (926) 512--57-22;

месседж с фейсбук, вконтакте, твитер

 

Авторизация через форум

  

  


Центр Эвристической Психологии - Статьи - Обовсём

03.08.2008

Святость - социальное явление

ВНУТРЕННЯЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Результаты человеческого развития, а также идеи мировых религий, науки, возникшие в последнее время (такие как глобалистика), идеи Вернадского, обращают внимание на направленность человеческого развития, и здесь можно заметить одну очень важную вещь: человечество, равно как и каждый отдельно взятый индивид – есть «жертва» глобального эксперимента, который проводится на протяжении многих тысячелетий.

         Ведь посмотрите, человек по сути, изначально, есть животное и, лишь, только потом, при воздействии этноса и социума он становится «человеком разумным». Кто-то или что-то усиленно старается вести человека от состояния  «примата» к качеству личности. На протяжении всей истории, мы видим становление человечества, его  «поумнение». Будет смешным объяснять это только результатом борьбы за выживание.

 Естественней было – бы, с позиций Дарвинизма, поддерживать состояние равновесия между человеческим родом и окружающей средой, путем регуляции количества людей, т.е. войны и т.д.

 Однако, человечество не хочет уничтожения. И все же кто-же этому мешает?

         Можно ответить так: « Тот кто ведет».

         Доказательства тому, что нас что-то ведет сделал Зигмунд Фрейд. Открытие им нашего животного состояния, скрытого в бессознательных структурах «Id» или «Оно», и конфликтование (борьбу он доказывал) с нашим разумным «Я», есть указание на наличие двух сил, действующих на нас. Правильнее сказать, одной силы, которая тянет нас от состояния животного к «человеку разумному», а животные рефлексы подавляет, загоняя их в бессознательное.

То, что эта разумная  сила приходит из вне – это тоже понятно. Есть много всевозможных примеров на этот счет.

Выгодский, Леонтьев доказывают, что «очеловечивание» происходит через инториоризацию внешних  предметных действий во внутренние.

В этом , отчасти, есть своя доля  истины. Социологи,  психологи придерживаются мнения,  что эти  «преднамеренные действия» (сила) формирует этнос плюс социум через культуру. Правда толком не объясняя, откуда это взялось у социума.

         И действительно, что-бы развивать и куда-то вести человечество надо, хотя бы, приблизительно, знать куда (цель!),  т.е. можно сказать, что социум выполняет регулирующую и координирующую функцию деятельности  общества, без генерального целеполагания.

Направление нашего развития мы можем увидеть , лишь, оценив достаточно, большой  промежуток времени (3-4 тыс. лет). Возможно, тогда мы увидим общие закономерности развития человечества

Кто-бы или что-бы  это не было (Бог, Разум, Социум, Эволюция), это старается вести людей от животного состояния через разум куда-то вдаль.

         Наиболее яркие  тенденции таковы: гуманизация, интеллектуализация, принижение внимания телу, как биологической основе че6ловека (животного).

         На планете Земля, я думаю, уже были люди, которые пошли за зовом  «извне». Они максимально отойдя от своих животных свойств, через разум шагнули в неизвестное. Некоторые из этих людей  называются «Святыми», а атмосферу царящую  вокруг таких людей – святостью.

Наберусь  смелости сказать, что эти люди шагнули в своем развитии далекое или не очень будущее человечества, показав своим примером, каким по своим должен быть человек в будущем.

Ведь именно таких людей детерминируют общие тенденции развития человечества…

И если святость – это задуманный кем-то этап нашего развития, то, думаю, можно и нужно как то этому способствовать: создавать в социуме условия  и предпосылки для возникновения  Святости, как качества человека.

Святость происходит от слова свет, поэтому и говорят о людях, с которыми тянет общаться, что у них изнутри идет свет. От общения с такими людьми душа наполняется благоуханием и сразу хочется жить.

Что же такое Святость? Эта черта личности или характер? Скорее всего это и то, и другое. А если еще глобальной, то это одна из составляющих конечной цели развития человека как вида «человек разумный».

Это воплощение 10 заповедей «Нагорной проповеди Христа» в человеческую натуру и максимальное, по возможности, адаптированное к окружающей среде.

Для материалистов это воплощение в человеке «морального закона Канта», где он выводит с помощью логики теже законы, но как универсалии необходимые для выживания человеческого рода.

Достигая такого уровня развития, человек становится кем-то большим, чем человек в обыденном смысле слова. К сожалению, нельзя описать состояние святости не будучи самим святым. Можно, лишь, прибегать к различным литературным источникам описывающим жизнь, встречи, дела таких людей. И всё равно, из этих источников можно понять только то, что можно на нашем уровне понимания, а то что выше его, мы не воспринимаем.

         Можно попытаться разобраться святость для того, чтобы в процессе социального воспитания детей, вводить в процесс обучения такие элементы, которые при благоприятных условиях могут дать хорошие результаты, т.е. воспитание святости.

         Чтобы чему то учить, нужно знать предмет изучения, а для этого необходимо понятие «состояние Святости» рассмотреть как синтез высших стремлений, и понять как такой человек думает, как слышит, как воспринимает мир, какие направления опыта позволяют ему быть святым. Не секрет, что в нашем современном злом обществе «быть» и «жить» ради людей не выгодно. Так что же двигало людьми (не глупыми) в приобретении святости в жизни?

         Попробуем разобраться и попытаемся проанализировать. И тут произойдет забавная вещь.

Хочется провести аналогию с океаном. Как только мы начнем разбирать его на составляющие, то видим воды рек, воды растаявших льдов ит.д. Сам же океан как целое исчезает.

Тоже происходит со святостью. Не получается расчленит понятие количественно без потери качества.

Остается только один путь, смотреть на проявления и по ним пытаться определить психические процессы предшествующие тому или иному действию. С содержанием же дел и проявлений таких людей работать с нашим пониманием мира, очень сложно. Чтобы все понять, надо встать над всем, а мы стоим, гораздо, ниже таких людей…..


Я хочу начать с такого феномена, присущего, наверное, всем святым людям, как «немногословность». В народе говорят: «слово изреченное – есть ложь». Может в мудрости молчания есть какой-нибудь ключик к пониманию Святости? Давайте посмотрим.

         Исходя из этого, мы можем строить кое-какие гипотезы о том, как же святые люди воспринимают мир.

«Слово изреченное – есть ложь». Слово – это, прежде всего, есть результат логической функции мозга, и, в момент его произнесения, оно уже не описывает реального процесса, которому была предназначена.

Организационная деятельность логической функции втягивает в себя все ощущения и строит свой внутренний мир, который последовательно отходит от реальности, сохраняя с ней, в некоторых точках, такую тесную связь, что происходят непрерывные переходы от одного к другому и мы едва замечаем, что действуем на двойной сцене – в нашем собственном мире (который, мы разумеется, объективируем, как мир чувственного восприятия) и одновременно в ином «внешнем» мире.

Будучи людьми, мы не имеем дело с представлением о мире, которое меняясь уводит нас от реальности под воздействием логики, поэтому нет и двух людей воспринимающих  что-либо одинаково.


Все это я привел для того, чтобы попытаться разобраться в смысле вышеизложенного выражения : «Слово изреченное - есть ложь».

Из всего этого можно допустить, что святые люди уделяют гораздо меньше внимания процессам «логической функции» (обдумыванию) и за счет этого расширяют свое воспринимающее поле. Тогда такие люди начинают видеть такие вещи, которые мы не воспринимаем, потому что подсознательно мы придерживаемся логических установок (слов) нашего социума по поводу тех или иных явлений и не разрешаем себе видеть, просто замечать их. Ведь они не представлены менталитетом социума.


Таким образом, одна из составляющих святости – есть расширенное восприятие за счет уменьшения логической обработки информации, т.е. если мы разрешим себе воспринимать то, что происходит в реальности, без наших додумываний, мы увидим совсем новый мир и заметим какие-то иные закономерности Бытия.


Ухватившись за эту идею, смею утверждать, что «Святости», в смысле навыков восприятия и мышления можно обучить. Для этого необходимы соответствующие методы, которые можно позаимствовать как у современной психологии, так и древних школ, типа «пифагорейской». Какие-то навыки, если не главные, разовьются после ознакомления с жизнеописанием святых, таких как «Жития Святых» Св.Дм. Ростовского и т.д.

Несомненно, обучать этим навыкам нужно тоже не по шаблону, т.к. все люди с позиций личного опыта разные. Преподавание, желательно вести с наиболее высокой  креативностью.


В нашем современном обществе, где под видом стремления к свободе, топчутся старые идеалы и не создается новых (достойных), люди теряются. В этой ситуации выражение «не хлебом единым жив человек» всплывает с новой силой, и, видимо, нормы ценностных ориентиров нужно искать в тех людях, которые, по большому счету, делали душу общества, т.е. в Святых людях. Взяв их мировоззрение , вернее, как они видят мир, попытаться привнести это в нашу систему ценностей, образования, что в конечном счете, будет способствовать снижению социальной напряженности и появлению у людей простых человеческих и великих мировых ценностных ориентиров


Количество показов: 3182
Автор:  Николай Подхватилин

Возврат к списку